Фискальная резиденция в Испании с точки зрения налоговой администрации

Ранее мы опубликовали статью «Налоговая резиденция в Испании: новый критерий определения», в которой рассказали о позиции Верховного суда Испании. Верховный суд считает, что в основе определения налоговой резиденции должна лежать простая математика: подсчет общего количества дней пребывания на испанской территории в отчетный период. Провел в Испании более 183 дней в году – ты налоговый резидент этой страны (конечно, при условии, что ты не доказал факт наличия фискальной резиденции в другой стране посредством представления соответствующего сертификата).

Тем не менее, налоговая администрация продолжает упорствовать и применяет собственные критерии оценки. Об этом говорит одна из последних письменных консультаций налогового управления Испании. Испанские налоговые органы помимо срока нахождения на территории страны учитывают экономические и жизненные интересы налогоплательщиков, а также положения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

В консультации затрагиваются положения ст. 4 испано-австрийского соглашения. Сразу отметим, что они полностью совпадают с положениями ст. 4 российско-испанского соглашения, т.е. консультация налогового управления в равной мере применима и к россиянам.

Итак, вопрос заключался в определении налоговой резиденции иностранного гражданина, планирующего пройти два академических курса в Испании. Заявитель родился в Германии в 2002 году, имел немецкое гражданство, но с 2014 года проживал со своей семьей в Австрии. Заявитель планировал учиться в Испании и закончить здесь два академических курса в 2018-2019 гг. Единственной целью пребывания на испанской территории являлось обучение, на все время которого заявитель планировал располагать жильем. В то же время его постоянное семейное жилье оставалось в Австрии, куда он планировал возвращаться на каникулы. Заявитель, несмотря на юный возраст, числился соучредителем двух австрийских компаний и имел право на получение дивидендов. Будучи несовершеннолетним, права на свободное распоряжение дивидендами без согласия родителей он не имел. Однако вставал вопрос о налогах и налоговой резиденции в свете переезда в Испанию на два года.

Далее мы рассмотрим ответ испанского налогового управления. В самом начале консультации управление сослалось на положения ст. 9 Закона о налоге на доходы физических лиц (Texto Refundido de la Ley del IRPF), устанавливающие различные критерии для определения налоговой резиденции в Испании. Перевод этих критериев приведен в обеих статьях, на которые мы дали ссылки в самом первом абзаце.

В Испании налоговый период, для которого определяется налоговая резиденция, совпадает с календарным годом, т.е. начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Разбить этот период нельзя, даже если смена резиденции произошла в середине года. Соответственно, критерии оценки применяются к каждому налоговому периоду и действуют с первого и до последнего его дня.

Согласно представленной информации, заявитель планировал пройти в Испании два академических курса, что подразумевало нахождение на территории страны более 183 дней. А это, соответственно, означало, что заявитель приобретал статус налогового резидента Испании. Однако в своем заявлении будущий испанский студент также указал, что он проконсультировался с австрийским налоговым управлением, которое подтвердило, что за ним сохранится статус налогового резидента Австрии. Т.к. ни одно физическое лицо не может одновременно быть налоговым резидентом двух стран, вероятный конфликт должен решаться путем применения норм двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. В данном случае речь идет о Соглашении, подписанном между Испанией и Австрией 20 декабря 1966 года, с последующими изменениями, внесенными 24 февраля 1995 года.

В Соглашении говорится, что налоговая резиденция определяется по стране, в которой налогоплательщик имеет постоянное жилье. Если жилье имеется сразу в обеих странах, то в дело вступают критерии оценки личных и экономических отношений (центр жизненных интересов). Если постоянного жилья нет ни в одной из двух стран, равно как и центра жизненных интересов, налоговая резиденция определяется по стране, в которой обычно проживает налогоплательщик. Если проживание в равной степени распределено между двумя странами, налоговая резиденция определяется по гражданству.

Заявитель планировал иметь постоянное жилье в обеих странах: в Испании и в Австрии. Следовательно, анализа требовали его экономические и личные отношения. В параграфе 15 Комментариев к вышеупомянутой ст. 4 говорится, что персональные обстоятельства подлежат оценке в своей совокупности. И если налогоплательщик приобретает жилье во второй стране, сохраняя при этом свое первое в другой, где он изначально постоянно проживал, где продолжает оставаться его семья, имущество и иные связи, считается, что центр его жизненных интересов сохраняется именно в первой стране. Это касается и заявителя, обратившегося за консультацией в испанские налоговые органы. Его личные и семейные связи привязаны к Австрии, т.е. именно Австрия сохраняет центр его жизненных интересов. Там же находится и центр экономических интересов – две компании, чьим соучредителем он является, и чьи дивиденды он получает.

Следовательно, согласно ст. 4.2.a) испано-австрийского соглашения, заявитель является налоговым резидентом Австрии.  Данный факт должен быть подтвержден налоговым сертификатом, выданным компетентными австрийскими органами.

Т.е., как мы видим, испанская налоговая администрация продолжает руководствоваться прежними критериями оценки, не разделяя позиции Верховного суда.

Если хотите всегда быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на нас в Facebook и/или в Twitter.

Поделиться публикацией

Добавить комментарий